Евгений Вороновский о произведении Петра Айду "Музыка Для Князя Одоевского"
https://kotaerecords.com/releases/peter-aidu-music-for-the-prince-odoevsky
“— Да, видите, папенька, — сказал Миша, протирая глазки, — мне всё хотелось узнать, отчего музыка в табакерке играет; вот я принялся на неё прилежно смотреть и разбирать, что в ней движется и отчего движется; думал-думал и стал уже добираться, как вдруг, смотрю, дверца в табакерке растворилась... — Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку.
— Ну, теперь вижу, — сказал папенька, — что ты в самом деле почти понял, отчего музыка в табакерке играет; но ты ещё лучше поймёшь, когда будешь учиться механике.”
В.Ф. Одоевский “Городок в Табакерке”
Вагнерианский Gesamkunstwerk и киберпанковый Morgenheutegesternwelt в 30-ти минутах фортепианно-перкуссионного минимализма: кинетическая музыкальная композиция Петра Айду, инициированная спектаклем Кирилла Серебренникова по пьесе Валерия Печейкина о персоне князя Одоевского “Человек без имени”; технически воплощённая с помощью саунд-художника Олега Макарова; больше, чем музыка- звуковая инсталляция, в чём-то наследующая “Механическому балету” Антейла; абсолютное бракосочетание метафизики и механики!
Фигура Владимира Одоевского бесконечно многогранна: русский алхимик, автор первой русской антиутопии, предсказавший в своих текстах интернет и общественный транспорт. Он же и первооткрыватель четвертитоновой музыки, а ещё основоположник русскоязычной музыкальной журналистики, философ-мистик, яркий представитель русской классической литературы, сказочник, оккультист, государственный деятель, исследователь этнической музыки, мистификатор…Словом, настоящий аристократ и последний представитель княжеского рода Одоевских.
Автор “Музыки для князя Одоевского Пётр Айду — разностороннейший представитель школы современного русского пианизма, композитор, автор мультимедийных инсталляций, преподаватель Московской Консерватории и составитель методической литературы по звуковой экологии. Ореол деятельности Айду как концертирующего музыканта универсален: от барочной аутентики через академический пианизм — к минимализму и саунд-арту…
Будучи вынесена за пределы “функциональной музыки” к спектаклю Серебренникова, “Музыка для князя Одоевского” в инсталляционном пространстве и в формате музыкального альбома обретает статус самодостаточного произведения.
Препарированные фортепиано объединены в единую кинетическую звуковую скульптуру, управляемую с одного ноутбука программой Reaper. С механическим пианино экспериментировал. поздний Стравинский, Рахманинов, пресловутый Джордж Антейл. Концертный исполнитель у произведения отсутствует: мы попадаем в сомнамбулическую музыкальную шкатулку; в царство киберпианизма, намекающего нам о пост-человеческом контексте музыки для князя, смиренно покоящегося на кладбище Донского монастыря. Будто о смерти самого исполнителя, о развоплощении его в несколько старых советских фортепиано, изначально списанных в утиль за ненадобностью, но неожиданно воскресших, и с подачи Айду трансформированных в пианино с цифровым midi-приводом, а то и вовсе в механических франкенштейнов, нашпигованных электроникой и звуковыми объектами.
Запрограммированная фортепианная и перкуссионная музыка передаёт сигналы устройствам arduino, механически приводящим в движение эти препарированные фортепиано посредством системы автомобильных замков, получающих сигналы из ноутбука, и передающих механические импульсы на фортепианные молоточки с идеальной синхронностью, в основном размеренно и чинно, а кое-где с почти ксенакисовским хаосом. Кейдж, Антейл и даже Haushka и Aphex Twin (да да, тут вспоминаются его пьесы для механического пианино с альбома “Drukqs”) объединились в одном Айду для Одоевского. Призрак князя, смоделировавшего в своих текстах будущее с четвертитоновыми фортепиано, городским транспортом и интернетом, по-видимому, остался доволен.
Фортепиано искусно нашпигованы разнообразными звуковыми объектами самим Айду; им же написана и музыка для них — тщательно подобраны и темперированно распределены по тону самые разные звуковые источники; имплантированы в корпус фортепиано с красивой подсветкой изнутри — там есть что угодно, от бокалов, кастрюль и прочей кухонной утвари до полых скульптурных бюстов, жутковато выглядывающих из разверстых скелетов старых пианино, демонстрирующих своё кибернетическое нутро с органами чувств, заменёнными электроникой, сияющих потусторонним свечением, отстукивающих потусторонние ритмы из призрачных воспоминаний о бальных танцах и светских раутах князя Одоевского из его давно минувшего прошлого — в будущее, где уже не будет ни автора, ни нас, только ноутбук с программой Reaper, без конца гоняющей по кругу этот миди-файл Петра Айду.
Словом, вчерашне- сегодняшне- завтрашний мир дождался свой идеальный саундтрек: размеренно отстукивают эти киберпианино сказочную музыку для маленького мальчика, когда-то в начале XIX века провалившегося в своём сне в музыкальную шкатулку; портрет Одоевского незаметно подмигивает, и звенящую тишину пустой комнаты, освещаемой нутром старых пианин разрезают поющие в них магнитные смычки.
Евгений Вороновский
(https://vk.com/cisfinitum_band)